Работы художника

 

bespertov

Бесперстов Алексей Тарасович (28.03.1923 – 15.12.2001 г.)

 

живописец, член СХ с 1955 г.

 

Родился в селе Богдановка Утевского района Куйбышевской области (ныне Самарская). Приехав в Душанбе 14-летним подростком в конце 1930-х, он поступил в Сталинобадское (ныне Душанбинское) художественно-педагогическое училище (1939), которое окончил уже пройдя войну и демобилизовавшись (1950)[1].

 

1942 — с 3-го курса был направлен в Орловское пехотное училище.

 

Участвовал в боях на Воронежском (ранение), Ленинградском, 1-м Украинском фронтах. Участвовал в освобождении Польши, Германии, Чехословакии, Австрии. Демобилизован в 1947 г.

 

1950 — окончил художественно-педагогическое училище, по специальности «преподаватель рисования и черчения».

 

1950—1954 — работал в женской средней школе № 51 в г. Сталинабаде.

 

1951 — работал преподавателем специальных дисциплин в Сталинабадском художественном училище.

 

Награжден медалями «За Отвагу» (1943 г.), «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» (1945 г.).

 

1974 — награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Таджикской ССР.

 

1983 — присвоено звание заслуженного деятеля искусств Таджикской ССР.

 

С 1995 — жил и работал в Калуге.

 

В Таджикистане Бесперстов был восхищен величием и красотой гор. Они зачастую становились главными героями произведений художника, он писал их во все времена года на протяжении многих лет жизни. В работах Бесперстова есть и «романтика дальних и трудных дорог»[2] («Чарогохо», 1980), и эмоционально-лирическое восприятие, сопереживание («Пора весенних дождей», 1964; «Последний караван», 1986), что сближает эти произведения с психологическим пейзажем, пейзажем настроения. В некоторых полотнах завораживает поистине эпическое величие гор («Шахристанский перевал», 1984). В пейзажах Бесперстова при всем его стремлении к монументальной форме тонко переданы все нюансы природного мотива, состояния природы.

 

Художник много работал на пленэре. В его пейзажах сохранена свежесть этюда, что придает живописным композициям убедительный, жизненно-достоверный характер «увиденного из окна», «окна в мир». Вместе с тем эти произведения, согретые теплым чувством любви, отражают романтичный и возвышенный мир самого художника. Бесперстов работал также и в портретном жанре. В изображаемых людях он за чертами лица мог разглядеть характер, за внешним – увидеть красоту души. Такова экспонируемая на выставке картина «Портрет девушки (Зебогул)», представляющая художника как незаурядного портретиста. Девушка изображена на фоне молодых деревьев с тонкими и гибкими стволами, олицетворяющими хрупкость и беззащитность героини[3].

 

ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ

 

1966 — выставка «Изобразительное искусство Таджикистана» (г. Москва).

 

1972 — межреспубликанская выставка республик Средней Азии и Казахстана (г. Москва).

 

1974 — республиканская выставка «50 лет образования Таджикской ССР».

 

1974 — Всесоюзная выставка портрета (г. Вильнюс).

 

1975 — межреспубликанская выставка республик Средней Азии и Молдавии (г. Ташкент).

 

1976 — передвижная всесоюзная художественная выставка (г. Киев).

 

1976 — выставка художников Таджикистана (Франция).

 

1977 — Всесоюзная выставка «60 лет по Ленинскому пути» (г. Москва).

 

1978 — Всесоюзная выставка «Молодая гвардия страны Советов» (г. Москва).

 

1980 — выставка «Портрет в советском искусстве» (ГДР).

 

1984 — Всесоюзная выставка «Земля и люди» (г. Москва).

 

1985 — Всероссийская выставка «40 лет Великой Победы» (г. Москва).

 

2001 — посмертная выставка (ОКГ «Образ»).

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

 

1974 — г. Душанбе.

 

1983 — г. Калуга.

 

Произведения находятся в ОКГ «Образ».

 


[1] Во время войны он был ранен, стал инвалидом третьей группы.

 

[2] Цитата из стихотворения «Романтики дальних дорог» Эдуарда Асадова (1923–2004).

 

[3] Интересно сравнить два портрета: героиню художника Белецкого «Красавица» и «Красавицу» Бесперстова. Оба восхищались молодостью и красотой персонажей, подробно прописывая все детали живописного национального костюма, но все же, как представляется, Бесперстов сосредоточен на характере и внутреннем состоянии героини, погруженной в свои мысли, а «Красавица» Белецкого – это, прежде всего, стихия и магия красно-алого цвета, что невольно напоминает персонажей Малявина.