Работы художника

Сабзали Нигматович Шарипов (род. 1946).

      Мощное эмоциональное воздействие цвета аккумулируют в себе монументальные полотна таджикского художника Сабзали Нигматовича Шарипова. Судьба была к нему более благосклонной: ему не пришлось покидать родину, уезжать из страны. Он окончил Республиканское художественное училище им. М. Олимова (1967) и Ташкентский государственный театрально-художественный институт им. А. Н. Островского (1972), удостоился признания, получал награды и звания; работы его экспонировались на республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках, в том числе и персональных.

 Многогранная деятельность Шарипова охватывает массу аспектов: в качестве художника-монументалиста он создавал мозаики, многие здания в Душанбе украшены его руками; работал в качестве художника-постановщика на киностудии Таджикфильм; является автором иллюстраций к книге Ч. Айтматова «Буранный полустанок» («И больше века длятся день») и др.

  Безусловно, трагические события, произошедшие в смутное время 1990‑х, он очень переживал и, по его словам, не мог работать несколько лет.

В станковой живописи Шарипов работает как художник-монументалист, оперируя

большими плоскостями цвета («Стервятник», «С белой отметиной», 1994), мазками кисти или мастихина словно выкладывая мозаичное панно на холсте. Он часто использует контрасты светлого и темного, яркого и приглушенно звучащего цвета, любит «столкнуть» отражающий все цвета белый и поглощающий черный, рядом с которыми яркими витражами, эмалями сверкают синие, красные, оранжевые и другие цвета. На этом противостоянии часто бывает основана не только колористическая композиция работ, но и их эмоциональная и драматургическая составляющая. Тревожное чувство вызывает «Хлопкоробки (Черный хлопок)» (1988), где люди, похожие на манекенов-роботов, бредут по сверкающей всполохами света дороге. В этой работе художник продолжает непростой разговор на тему хлопка, начатый «Хирманом (Миражом)» Зухура Хабибуллаева. Будто набатом звучат здесь яркие экспрессивные краски и беспокойно-динамичные линии. Полотно, как и многие другие произведения Ширипова, захватывает зрителя своей пространственной мощью и эпическим духом.

   Разные ассоциации вызывает декоративная по цвету, ритму пятен и вместе с тем символичная по замыслу работа «Похищение красного быка» (2010), навеянная, по-видимому, легендарным сюжетом древнегреческой мифологии «Похищение Европы». Но в отличие от многих живописных полотен на данный мотив художник трактует его совсем по другому. Среди изломанных стволов деревьев, напоминающих человеческие фигуры, хрупкая женщина ведет на цепи огромного быка. Композиция, несомненно, пронизана трагическим мироощущением времен гражданской войны в Таджикистане. И разве не воспринимается символом кровопролития этот страшный красный бык, а уводящая его (за пределы холста)

женщина — аллегорией мира, наконец наступившего в стране?

    Художников, представляющих лирическую ветвь живописи Таджикистана, в поиске своего стиля нередко обращаются к традиции миниатюры. Это Муриват Бекназаров и Рахим Сафаров. Их творческие биографии

объединяет то обстоятельство, что оба они после окончания душанбинского Республиканского художественного училища им. М. Олимова продолжили образование в Прибалтике. Бекназаров окончил в 1970 году эстонский Государственный художественный

институт в Таллине, а Сафаров в 1976‑м — литовский Государственный художественный институт в Вильнюсе (преподаватели: С. Вейверите, К. Моркунас, Сургалис).Оба по возвращении в Душанбе занимались помимо творчества преподаванием.