Работы художника

Рахим Ахмедович Сафаров (род. 1951) – художник, предстающий в своих произведениях добрым сказочником и фантастом, философом, размышляющим о смысле жизни и ее ценностях. Он прошел путь от тонкой тональной живописи ранних лирических работ до условных декоративных композиций 2010-х. Стиль его произведений все время менялся, следуя логике внутреннего развития. Художник словно бы искал оптимальную форму своего понимания национального стиля.

В созданном в 1984 году триптихе, части которого получили названия «Утро», «Светлый день», «Сумалак», образы будто проступают сквозь пелену сна или воспоминаний. Этому во многом способствует нежный колорит полотен, где контуры и линии словно тают в тумане жемчужно-опалового цвета. В первой части триптиха запечатлены идиллические картины традиционного быта из жизни таджикского народа, в центральной картине в сидящем на переднем плане юном мечтателе угадывается автопортрет самого художника. Он показан наиболее «полновесно» и пластически убедительно, тогда как все остальные образы триптиха похожи на бесплотные видения, миражи. В третьей части изображена свадьба, символизирующая начало новой жизни и вместе с тем – продолжение вековых народных традиций.

В более поздних произведениях Сафаров обращается к национальной теме, используя главным образом отвлеченные пластические мотивы. Проступающие на холсте «Бабушкин кувшин» (2011) лики восходят к древним росписям согдийского Пенджикента, напоминая средневековых персонажей и своим типажом, и тонкой линейной прорисовкой фигур, и движением рук. Абстрактный фон картин словно воспроизводит стену, на которой были запечатлены росписи. Плоскостность, ритмические повторы сложно закрученных тонких линий, пятна яркого цвета придают живописи характер декоративной композиции, вызывая ассоциации и со средневековыми миниатюрами. Однако творческой волей художника на полотнах возникают совершенно иные образы – образы нового времени. Рахим Сафаров принадлежит к тому поколению художников так называемых семидесятников, тех, кто начал участвовать в выставках в начале 1970-х годов.