Работы художника

Миршакар Акмал Мирсаидович (род. 1961)[1] окончил Государственное художественное училище им. М. Олимова в Душанбе и Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская Клавдии Тутеволь). В настоящее время живет в Душанбе, преподает в Государственном институте искусств им. М. Турсунзаде, является академиком Академии художеств и заслуженным деятелем искусств Республики Таджикистан.

Станковая живопись Миршакара изысканна и поэтична, в ней есть отзвуки живописи раннего Возрождения, которой так восхищается художник. На холстах он создает своего рода лирические новеллы, наполненные метафорами, иносказаниями, аллегориями. За сюжетной канвой прочитываются философские размышления о смысле сущего в форме живописной притчи. В них чувствуется присутствие чего-то непостижимого, того, что невозможно объяснить. Трансцендентное и имманентное, реальное и ирреальное здесь переплетены, соседствуют друг с другом. Изображаемые сцены отчасти похожи на некие ритуальные обряды, если бы не мягкий добродушный юмор и симпатия, с которыми художник пишет своих героев. Черты лица персонажей бывают заострены и несколько гипертрофированы, у некоторых – удлиненные шеи, как на портретах Модильяни.

Интересна манера письма Миршакара. Он пишет лессировками, накладывая один слой краски на другой. В результате получается драгоценное свечение живописи, как на полотнах старых мастеров. Декоративный характер его произведениям придают изысканные узоры, напоминающие орнаменты стиля ар деко, – из разнообразных полос, ромбов, квадратов, которыми украшены одеяния героев его произведений.

Ранний автопортрет художника, написанный после окончания Суриковского института, по возвращении в Душанбе (1989), стилистически несколько отличается от последующих произведений. Но уже здесь есть черты индивидуального почерка мастера: четкость контуров, очерчивающих фигуру, и условность пространства, окружающего персонажа, – то, что станет характерным и в его более поздних портретах. Настроение этой работы можно определить как элегическое, а сам художник предстает поэтом и романтиком, что нашло отражение и в его живописи.

Фрагмент из интервью.

"Я появился на свет, когда отцу исполнилось 49 лет. Все наши родственники считают, что я более других детей похож на отца. Глядя на меня, иногда даже члены нашей семьи невольно вздрагивают. Был случая, когда после смерти отца я надел его любимую меховую шапку и вошел в комнату, где беседовали мама и моя старшая сестра. Вдруг их разговор резко оборвался: присутствующим в первый момент показалось, что в комнату вошел сам отец. В шутку я сказал, что поэтому отец любил меня больше остальных детей, ведь внешне я во многом похож на него. Хотя папа никогда не выделял никого из детей или внуков, ко всем относился ровно, любил всех одинаковой любовью.
Меня часто спрашивают, баловали ли меня, как самого младшего в семье? Никогда. Ко мне относились так же, как и к старшим детям, которых тоже, к слову сказать, никогда не баловали.
Нас воспитывали в строгости. Отец сам был очень скромным человеком и в нас развивал любовь к духовной стороне жизни, а не к материальной. Он часто говорил, что мы живем не лучше и не хуже других.
Конечно, по своему положению мы могли бы позволить себе большее, но он сумел привит в нас любовь к более высоким ценностям...
Отмечу, что дар рисования перешлю ко мне по наследству от отца, а сейчас от меня он передался моим детям, в особенности, моему сыну Мирсаиду Миршакар, полному тезке его деда..."



[1] Акмал – сын известного таджикского поэта, писателя и общественного деятеля Мирсаида Миршакара (1912–1993).