Работы художника

Любовь Васильевна  Фроликова (1949–1999).

Несколькими яркими произведениями представлено творчество замечательной и легендарной художницы с трагической судьбой.

О ней не так уж много известно. Скупые факты биографии: родилась в поселке Минводы

Брянской области, окончила художественно-графический факультет Орловского педагогического института, в 1971 году переехала в Таджикистан, где преподавала живопись и композицию в Республиканском художественном училище им. М. Олимова в Душанбе. 

После событий 1990‑х у нее обнаружились симптомы душевной болезни. В середине 1990‑х Фроликова переехала в Россию, в Брянск к родственникам, болезнь прогрессировала и в результате привела к гибели художницы.

Ее работы 1970‑х узнаваемы, созданы в характерном «фроликовском» стиле. Они декоративны и ритмически организованы, в них важную роль играют и линия, и цвет. Полотна отличает сравнительно неглубокое пространство. Пятна ярких контрастных цветов гармонично рифмуются на полотнах. Ранние работы, характеризующиеся позитивным мировосприятием автора, излучают радость и ощущение полноты жизненного бытия.   Фроликова часто пишет многофигурные композиции, умело построенные и организованные в пространстве холста. А персонажи, населяющие произведения, отличаются характерным «фроликовским» типажом с округлыми лицами и большими глазами.

В 1980‑х годах  стиль художницы начинает постепенно меняться, когда появляются

чуть слышные тревожные ноты, словно стирается хрупкая грань между диссонансом и гармонией. Внутренней экспрессией наполнено «Лето в Такобе» (1976), где на первом плане изображена девочка — своего рода духовный автопортрет художницы. Главная героиня,

обладающая «лица необщим выраженьем», погруженная в свои мысли, грезящая наяву

юная мечтательница, противостоит окружающему миру, если и открыто не осуждающему

ее, то уж наверняка чуждому ей. При всей выверенной симметрии композиции и вроде бы

умиротворяющего сюжета экспрессия цвета, тревожные сочетания оранжево-красных, голубовато-зеленых и красно-синих тонов, динамичность штрихов-мазков кисти подчеркивают одиночество, душевное напряжение и беспокойство героини.

Интересна работа «В мастерской» (1982), где центральное место в интерьере занимает мольберт со стоящей на нем картиной довольно большого размера, но скрытой от любопытствующих глаз — полностью завешенной широким холстом  Мастерская художника — это своеобразное окно в его мир, пространство окружающих его характерных и характеризующих автора вещей. Рассматривая эту работу Фроликовой, можно предположить,

что хозяин этой мастерской — человек тонкой душевной организации, ранимый, возможно,

не очень уверенный в себе и, скорее всего, желающий оградить свой мир от постороннего

досужего и равнодушного взгляда.

Фроликова практически не создает пейзажей как таковых. Их обязательно должны населять люди, а портреты художница обычно пишет с элементами пейзажа или жанра. Пейзажи,

которые служат «фоном» в ее работах, призваны повествовать о персонажах, раскрывать психо‑

логическое и эмоциональное состояние героев. Так, в групповом портрете «Нефтяники Балджувана» (1980) нефтяные вышки и цистерны не только обозначают место действия, но и рассказывают о профессии мужчин, а превалирование спокойных охристо-серых, холодноватых аквамариновых, сине-голубых тонов подчеркивает умиротворенное настроение портретируемых.

В пейзажно-жанровой композиции «Ожидание» мерному ритму и очертаниям пологих холмов вторят абрисы фигур медленно проходящего стада овец, словно отмеряющих

время. Сдержанная гамма охристо-коричневых тонов созвучна теме ожидания, и лишь

одеяния женщин вспыхивают красным цветом, словно концентрируя всю сдерживаемую

энергию персонажей, вынужденных бездействовать.

Напряженный колорит, построенный на доминирующих контрастных желто-оранжевых и сине-фиолетовых тонах, присутствует в работе «Весенний день» (1988). Здесь есть по‑вангоговски обостренное ощущение жизни. Сюжет понятен и, скорее всего, автобиографичен — студенты художественного училища несут свои работы на экзамен (просмотр) в училище. Совсем по‑летнему раскаленная от солнца оранжевая земля и контрастом

к ней — пронзительно ярко-синее небо, отражающееся в голубых холодных тенях, предсказывающих наступающий жаркий летний день. Вроде бы достигнуто равновесие — движения и покоя, холодного и теплого, вечного и преходящего, сиюминутного, но динамичная, интенсивная цветовая палитра вызывает смутную тревогу.