Работы художника

Владимир Михайлович Боборыкин  родился в 1922 году в селе Левково Московской области. После окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде (курс Б. Иогансона) в 1954 году был направлен в Таджикистан на должность преподавателя живописи в Художественном училище в Душанбе. Художник довольно рано получил признание, стал заслуженным деятелем искусств и народным художником Таджикистана.

Признанный мастер тематической картины и портрета, безусловно, занимает значительное место в истории изобразительного искусства Таджикистана. Его работы острохарактерны, выразительны, узнаваемы – не перепутаешь ни с чьими другими. Их отличает своеобразный «боборыкинский» стиль, обладающий качествами монументально-декоративной живописи с крепко построенной композицией и такими же крепко сколоченными фигурами персонажей, словно обведенных четким контуром.

Боборыкин – автор картин, посвященных жизни народа, своеобразного народного эпоса на холсте. В них присутствует некая соборность, но это не просто массовое действо, а поистине братское, дружеское общение людей. Поэтому он так любит изображать праздники, народные гуляния, спортивные мероприятия. Его произведения отличают продуманность, «выстроенность» композиции, в том числе и цветовой, и смысловой. Все находится на своем месте, кажется, что нет ничего случайного, «этюдного». И это при том, что, по утверждению художника, без натуры он никогда не работал. Больше всего его интересуют люди. Показательно, что в начале 1970-х фигуры на его картинах имеют более вытянутые «фресковые» пропорции, чем через двадцать лет. Ближе к 2000-му они становятся коренастее и приземистее, более «земными».

У Боборыкина целая галерея женских портретов, представляющих яркое многообразие характеров. В конце 60-х он пишет комсомолок, колхозниц, создавая народный типаж, востребованный «суровым стилем». Интересно сопоставить две его работы, написанные в 1968 году, уже на излете стиля: «Комсомолка» и «Комсомолки Восточного Памира». Если в первом случае бескомпромиссная и серьезная девушка напоминает героинь «сурового стиля», то во втором произведении художник создает совсем иные женские образы. Сочный цвет традиционных платьев девушек, напоминающих цветы альпийских лугов, их юные лица ассоциируются с весенним обновлением природы, а затейливый рисунок тканей вторит ритму складчатых скалистых гор.

С особенной теплотой созданы героини полотна «Солдатки» (1985). Это жены воинов, вполне вероятно, пограничников или служащих в горячих точках, например в Афганистане[1] . Та, что постарше, в белом платке, возможно, вдова[2]. Женщина с ребенком на руках – собирательный образ матери, и иконография портрета напоминает изображения Мадонны, девы Марии. Примечательно, что картина создана в 1985-м – юбилейном году 40-летия Победы. В окне видны репродукция знаменитого плаката Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!», ставшего одним из символов Великой Отечественной войны, и фотография моряка (вероятно, родственника – мужа или брата).

Цвет в полотнах Боборыкина насыщенный, яркий и, как кажется, кроме декоративной составляющей, имеет символический подтекст. Вряд ли намеренно, скорее, интуитивно. Красный цвет – цвет жизни, любви, но еще это и цвет крови. Багряные стебли виноградника, обвивающего стены дома, вызывают ассоциации с реками крови, проливаемыми на войнах. Картина «Солдатки» с ее пацифистским содержанием воспринимается своего рода антивоенным плакатом, антитезой плакату Тоидзе, где Родина-мать призывает на войну. Работа художника как человека, обладающего острой интуицией, чуткого, предвидящего, оказалась пророческой. Через несколько лет началась гражданская война в Таджикистане.

Тему мира художник находит на высокогорных пастбищах, среди чабанов, пасущих стада овец, коз, осликов на зеленых склонах гор. Этому посвящена картина «Пастухи Памира»[3] . Цветовая композиция полотна соответствующая – здесь много зеленого. Зеленый цвет у многих народов, тем более в странах с жарким климатом, символизировал благодатный оазис, возрождение природы. Это цвет весны и мира. Медленные, плавные ритмы пологих зеленых холмов и вторящих им белых облаков на синем небе навевают спокойствие и умиротворение. Мерная ритмика создается и очертаниями проходящих животных – стадо течет, словно река времени. Так было много лет назад, и так будет после. Центр смысловой и цветовой композиции – фигуры чабанов, активно что-то обсуждающих. Художнику удалось передать непосредственность и естественность этих людей, живущих в гармонии с природой.

Большие полотна художника, такие как «Праздник», «Слава труду. Вода пришла» (1985), «Соревнование на Варзобе» (1989), написаны на тему народных праздников и гуляний. Художник по- разному относится к героям своих произведений, иногда с теплотой и мягким юмором, иногда с явной иронией и даже сарказмом. Здесь много характерных типажей с несколько условными, утрированными, подчас даже чуть шаржированными чертами лица. Все пространство холста («Слава труду. Вода пришла») заполнено фигурами людей – шумит людское море, ему вторит водный поток, пенится, клубится вода. Весь этот человеческий муравейник, вся эта толпа наполняет полотно живой бурлящей жизнью, а укрощенная и направленная в мирное русло горная река искрится и вспыхивает перламутровым светом и вдруг рождает переливающуюся всеми цветами радугу – как символ надежды на счастье, лучшее будущее.



[1] Когда была создана картина, продолжалась война в Афганистане, где советские солдаты воевали, «выполняя интернациональный долг».

[2] Белый платок надевали в знак траура.

[3] Название гор Памира произошло или созвучно слову «мир», есть разные варианты перевода названия: «крыша мира» или «подножие Митры» (па михр) – бога солнца.