Работы художника

Муриват Дамбураевич Бекназаров

Родился в 1943 г. в Ванчском районе Горно-Бадахшанской области Республики Таджикистан. Живописец и монументалист. После окончания художественного колледжа в Душанбе поехал в г. Таллин (Эстония) для продолжения художественного образования. В 1970 г. окончил Эстонский государственный художественный институт в г. Таллин. В Душанбе преподавал в Государственно художественном колледже им. Олимова (1970-1985), в Таджикском политехническом институте на архитектурно-строительном факультете (1993-1997). В 70-х 80-х годах  создал ряд монументальных работ в технике мозаики и росписи в общественных сооружения Таджикистана и Узбекистана. Позже занимался исключительно живописью. Участник всесоюзных (Москва), республиканских и групповых (Душанбе) выставок. Персональная выставка состоялась в Душанбе в 1986 г. В 2015 г. его работы были выставлены в Галерее «КИНО» (г. Москва) в рамках проекта Судьбы: «Потомки Русского авангарда. Таджикистан». Его работы находятся в Национальном музее Республики Таджикистан в г. Душанбе, коллекциях Союза художников СССР и Министерства культуры СССР (Москва), частных коллекциях стран Европы, Средней Азии, Китая, Латинской Америки и США. Имеет звание заслуженного деятеля искусств РТ.

Цитата: Пьер Доменик Поннель, дирижер (Германия), являющийся поклонником таланта художника так оценил его работы: «Я много ездил по миру, знал многих художников, но подлинных среди них – единицы. Именно к таким относится Муриват Бекназаров… Реальный мир, эмоционально переданный художником, предстает в картинах полнокровным, чувственным, одухотворенным…»

 

Заслуженный деятель искусств Таджикистана, в своем творчестве воспевает Идеал – идеальную женщину, идеального мужчину, идеальные отношения. В его портретах, многофигурных композициях и даже работах так называемого бытового жанра собственно быт отсутствует. Созданные им образы мечтательны, задумчивы, поэтичны, созерцательны. Для рафинированных персонажей произведений Бекназарова характерны красивые правильные черты лица, удлиненные гармоничные пропорции тела, изящные руки с длинными пальцами и грация движений. Художник любую ситуацию умеет увидеть с привлекательной стороны, «со стороны искусства». (Даже если он пишет сцену похорон, получается живопись, созвучная древнегреческой трагедии.) В основе его пластических поисков лежит изысканность линий персидской миниатюры, вневременность фресковой живописи, хрупкая утонченность героев Модильяни.

Персонажей своих полотен Бекназаров помещает в некое условное пространство, иногда лишь намечая место действия – архитектурные памятники, предметы интерьера и т.д. Чаще всего фигуры расположены на фоне своеобразной мозаики, составленной из разнонаправленных мазков яркого насыщенного цвета. Пространство неглубокое, и изображенные сцены расположены как бы в одной плоскости. Очевидно, сказался опыт работы над монументальными панно зданий Душанбе в технике фрески, мозаики, над которыми Бекназаров трудился в 1970-е годы.