Работы художника

Азам Разиюллоевич Атаханов , родился 9 августа 1964 г в Душанбе, там же учился в Художественном училище (мастерская М. Бекназарова), затем в московском Высшем художественно-промышленном училище (мастерские А.Г. Курдюкова, А.И. Свиридова). В настоящее время художник живет и работает в Москве, однако многие мотивы для своих произведений Атаханов находит в родном Таджикистане. Каждый год летом он уезжает на этюды в Лучоб – горный кишлак, расположенный неподалеку от Душанбе, «собирать» материал для своих живописных работ. В последние годы Азам много путешествовал по Франции и Италии, где имел счастливую возможность воочию, а не в репродукциях увидеть творения любимых им художников Возрождения.

Атаханов, с детства воспитанный на лучших образцах среднеазиатского искусства, сформировался как художник в традициях российской и западноевропейской живописной школы. Такое переплетение культур в творческом багаже художника оказалось весьма плодотворным. Восток всегда был необходим Западу, так же как Запад Востоку. И работы Атаханова являются ярким тому подтверждением. В них праздничная декоративность Востока органично соединяется с западной изобразительностью и образной системой.

Живопись Атаханова – это загадочный мир Востока с его яркими красками, палящим солнцем, первозданной красотой природы. Художник творит в разных жанрах – пейзаже, натюрморте, портрете, многофигурной композиции. В работах 1990-х годов есть некая вневременность, тайна и недосказанность, целомудренность фресок раннего итальянского Возрождения. Монументальным строем образов его живопись сродни настенным росписям. Плоскостное построение, неглубокое пространство, некоторая аппликативность, создаваемая четкими контурами фигур и предметов, придают его картинам характер декоративных композиций, подобных большим панно-росписям художников группы «Наби»[1] . Бесконечно варьируемый ритм линий, пятен цвета и светотени вызывает музыкальные ассоциации. Стремление к созданию монументальных образов проявилась и в том, что художник украшал дома темперной росписью. В последнее время он работал над мозаиками большого размера.

Азам Атаханов – живописец по складу дарования. Его работы отличает изысканная полифония красок. Полотна художника, словно традиционные абровые ткани, содержат в себе богатство радужного сияния и переливов множества оттенков, таят в себе внутренний свет, вспыхивающий вдруг драгоценным огнем. В работах смело соседствуют яркие контрастные цвета. В этом угадывается национальная традиция. Гармония создана на контрастах – цвета, света и тени, внешнего спокойствия и внутренней динамики. Колышущиеся блики-тени, «пуантилистические» штрихи более светлого тона или контрастного цвета, мерцающие всполохи света наполняют пространство картин движением и жизненной энергией.

Так, полотно «Чаепитие в Сайоде», где изображены женщины, сидящие за традиционной пиалой чая, словно наполнено светом солнца. Отблески солнечных лучей искрятся на склонах дальних гор, скользят в густой листве виноградника, переливаются радугой на одежде и лицах женщин. Плоды гранатов, лежащие на дастархане (скатерти), – традиционное угощение на Востоке и благопожелание большой семьи. Все изображенное уподоблено драгоценному саду, взращенному божественной волей.

Произведения находятся в:

Государственном музее  Востока, Москва;

Государственном музее изобразительных искусств Татарстана, Казань;

Московском музее современного искусства;

Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО»;

Национальном музее Таджикистана им. Камолиддина Бехзода, Душанбе;

Музее изобразительных искусств, Тюмень;

Музее московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова, Москва;  в частных коллекциях в России и за рубежом.



[1] Художники французской группы «Наби» (Поль Серюзье, Морис Дени, Пьер Боннар, Аристид Майоль, Феликс Валлотон, Жан Эдуар Вюйар и др.), работавшие в конце XIX – начале XX века, создали свой вариант стиля модерн.